Влиянием злополучного кризиса на предстоящий туристический сезон нынешней весной озабочены многие. Утешая себя убедительными аргументами, что, мол, «именно наш сегмент наименее уязвим», туроператоры главных туристических стран внимательно поглядывают по сторонам: а что же всё-таки происходит на самом деле?
В кризис — выставка туризма в Хорватии
Очередным примером «настороженного оптимизма» стала туристическая выставка в стране, для которой туризм поистине источник жизни. А если точнее — основная статья поступлений в государственный бюджет. Речь идет о Хорватии, а выставка под названием CroTOUR’15 проходила в ее столице, Загребе, с 1 по 5 апреля.
Выставка
Организаторы подобного рода акций обычно с гордостью рапортуют: в этом году было представлено на столько-то больше стран, выставочная площадь увеличилась на энное количество квадратных метров, приняло участие рекордное количество фирм. И так далее, вплоть до количества проданных билетов. Статистика CroTOUR в привычный формат рапортов вписывается с трудом.
С чем тут сравнивать, если выставка проводится всего лишь второй год? Хотя, опять-таки, что считать точкой отсчета. Когда-то нечто подобное здесь устраивали, но потом наступили сложные времена. Как бы то ни было, в прошлом году решили возродить былое. Или начать с нуля. В результате всего стало больше, чем годом ранее… или по сравнению с тем, когда вообще ничего не было.
— Количество проданных билетов?
— Вход на выставку бесплатный! Лишь бы посетители шли. Чтобы их заманить, выставочные павильоны работали почти целую неделю — со среды до воскресенья. «Надо же учитывать особенности национального характера, — объяснил нам Дражен Хочекер, директор загребского туристического бюро.
— Если вы хотите привлечь внимание хорватов к воскресенью, начинайте приглашать их с предыдущего понедельника».
Особенности
Приемы «обольщения» посетителей, которые давно уже отработаны на наиболее авторитетных туристических выставках, в Хорватии ещё только осваивают. Но уже есть первые результаты. Например, одна из фирм в течение выставки пообещала всем, кто купит у неё недельный отдых в одном из хорватских курортных местечек, бесплатный билет на концерт знаменитой рок-группы U2, включившей Загреб в свой тур. Аргумент очень убедительный -в городе билеты можно купить, только выстояв изрядную очередь, и по весьма приличным для хорватской жизни ценам.
Концепция CroTOUR ещё только обретает свои очертания, но идеи относительно будущего имеются. Например: добиться статуса центральной региональной балканской туристической выставки. Пока до такого не додумались ни в одной из соседних стран — не до этого было. Так что у поторопившихся хорватов есть шанс. Такая выставка могла бы оказаться очень полезной для всех, учитывая значение туризма для всего региона, включающего Хорватию, Словению, Черногорию, Сербию и даже. Боснию.
Да, да, боснийцы считают, что они настолько залечили военные раны, что уже готовы принимать туристов. Во всяком случае, в этом пытался уверить нас на выставке Зоран Санкович, представлявший и рекламировавший свой регион — Банья Лука из боснийской Сербской Крайны. Для любителей новых и не самых дорогих маршрутов здесь ещё кое-что найдется. Если, конечно, кризис не помещает.
Босния:
Про Кризис…
Да, кстати, по поводу кризиса. Программа выставки включала несколько теоретических обсуждений в рамках различных мини-конференций и семинаров. В одном из них, организованном хорватским отделением FIJET, приняли участие члены правления этой организации. А в другом — туристические эксперты мирового уровня, приглашенные через UNWTO. И в том, и в другом случае активно обсуждались «кризисные» тенденции и их преодоление.
В частности, Генеральный директор THR (Международный туристический консалтинг) Элохио Боргас очень эмоционально заверил, что никакого кризиса в туризме нет, а есть только перестройка рынка, изменение планирования и смещение акцентов при выборе туров. Если правильно сориентироваться, то можно не только не проиграть, но даже выиграть. По словам Боргаса, у Хорватии имеются все основания с честью справиться с любыми трудностями, при одном условии: надо перестроить ныне действующую модель туристического обслуживания. Как именно?
Боргас готов дать ответ. За дополнительную плату, разумеется. Дело, конечно же, полезное. Вот только некоторые хорватские чиновники усомнились: кто, как не Боргас, на протяжении последних десяти лет в качестве консультанта принимал активнейшее участие в создании этой самой ныне действующей «неперспективной» модели. И, судя по всему, совсем не за «просто так».
Не менее убедительно звучали слова и открывшего выставку министра туризма Хорватии Дамира Байса. В ход идут визовые льготы, готовность принимать не самые совершенные в техническом отношении самолеты и ещё многое другое. Туризм для Хорватии — дело архиважное.