Жизнь в Китае – как рождалась могучая страна

Мостик в Китае Статьи наших друзей

Китайцы любят и умеют беречь природу. Уличная картинка: деревца и цветники вдоль улиц надежно укрыты на зиму, хотя она и не такая холодная, как у нас, специальными чехлами из пленки. Ну что тут скажешь: природа для китайца не только мастерская, но и храм. Нам бы так… Не пришлось бы Минприроды транслировать сюжеты о печальной участи «краснокнижных» животных и растений…

Жизнь в Китае

Но прочь восторги! Я не зову вас, уважаемый читатель, ни на выставку золоченых карет и суперсовременных авто, ни на экспозицию в цокольном этаже телебашни, где и история, и быт, и традиции — от рождения Шанхая до сегодняшнего дня — отражены ярко, выпукло на диорамах, диаграммах, муляжах.

Жизнь в Китае – как рождалась могучая страна

Всенародная собственность

А произошло вот что: в нужное время в нужном месте оказались умные, прозорливые, толковые руководители. Хочешь вести свое хозяйство — пожалуйста, бери в аренду землю, хотя она и остается всенародной собственностью. Заводи свое дело — это отнюдь не противоречит коммунистической идеологии.

Жизнь в Китае – как рождалась могучая страна

Невольно сравниваешь: а как было у нас? Сколько десятилетий крошили этот частный интерес! Резали эти несчастные сотки, ломали крыши на дачах, если те хоть на пядь превышали установленный стандарт. Шла дикая, глухая охота чиновника, дорвавшегося до власти, слепо верующего в собственную непогрешимость. И не смей перечить!

Да простит меня читатель за это самобичевание, но ведь к такому унижению мы пришли сами, добровольно, без какого — то принуждения. Мы сами позволили краснобаям убаюкать себя красивыми разглагольствованиями о перестройке, ускорении, о радужных перспективах строительства коммунизма к 80-му, а затем — 2000-му. Все мы были бесстрастными статистами в драматические дни, когда решались судьбы великой державы.

К слову. Смотрите, скольких облапошила в России печально известная «МММ»! Главарь этих мошенников с наворованными миллионами залег на дно и лет пять, наверное, жировал втихаря. Попался наконец, и вот слышу недавно по телевизору объяснение его адвоката: это же честный-де предприниматель, люди добровольно отдавали ему свои сбережения. А теперь представьте себе, как бы развернулся такой «честный», если бы был у него партбилет правящей партии? Куда бы он ее привел?

Опиумные войны

А не будем забывать, что в Китае сегодня живут 1 млрд. 300 млн. человек. И до революции и китайской Компартии — тут была практически колония… Колония, в которую превратила страну разлагающаяся империя маньчжуров, а также при помощи опиумных войн Европа, так любящая поговорить о гуманизме…

Жизнь в Китае – как рождалась могучая страна

Поэтому громаден подвиг Китая — улучшая свою жизнь и не требуя у чужаков преференций и не влезая в долги, Китай дает пример праведной жизни, тогда как Запад весь стоит на делании денег из воздуха, на торгашестве и обмане.

Сегодня место прежних «четырех главных предметов» — часов, швейной машины, велосипеда и радиоприемника, заняли новые приоритеты: «шесть более главных» — цветной телевизор, стиральная машина, магнитофон, холодильник, фотоаппарат, кондиционер. А в последние годы их потеснили «наиглавнейшие» — сотовый телефон, частная квартира, авто, компьютер и пр.

Но это благодушие — только внешний слой глубинных духовных преобразований. Китай — страна ученых. Месяц спустя после образования КНР была создана Академия Наук Китая. Древний Лес Кистей — раскрыл объятья народу. И налицо результаты.

Вот вам и красное знамя с пятью звездами! Как радостно было видеть его на флагштоках, когда трепетало алое знамя народного Китая на свежем ветру. До 1949 г. в великом Китае не было ни одного своего доктора наук, все учились за границей. Власть народа вернула стране память, волю, силу и вдохновение.

А что это так, легко убедиться в Китае. И пусть армия здесь исконно пользуется величайшим уважением и военные — люди обеспеченные, в то же время идет просто сражение за обладание дипломами и престижными мирными профессиями. Высшее образование тут платное, около 1000 долларов в год, вот вам и главный фронт — деньги, учеба.

Традиции Китая

В Китае миллионы изумительных поваров, множество традиций поварского искусства, но официальных школ нет. Зачем? Талант повара здесь прививается с детства — в семье. Когда это будет у нас, когда даже невеста умеет жарить только яичницу! Так что Китай выдержит натиск Запада — он в доспехах традиции.

И все-таки, что простому Вану на уровне текущей жизни от мудрости предков, какой прок — от Конфуция? Главное у Философа — применительно к жизни масс — идея о благородных людях. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В этом калейдоскопе воззрений о направленности развития человечества от оптимистических до пессимистических взглядов важно понять главное. А именно: прогресс в западной упаковке, действительно, не состоялся. Нищета, голод, неграмотность, болезни и другие негативные явления нисколько не уменьшаются, а наоборот, разрастаются до глобальных размеров. И всякие попытки навязать мировому сообществу западный вариант развития оказываются губительными для личности общества и природы.

Это можно проследить на истории языка западной цивилизации, которая в своем лексическом развитии шла именно по нисходящей линии, все более примитивизируясь и опускаясь до уровня физиологических потребностей человека. К примеру, Древняя Греция дала миру такие слова, как космос, философия, школа. Древний Рим — понятия республики, индивидуума. Здесь чувствуется и вселенский размах, и глубокий социально-политический смысл.

А что принесли масштабного и нового современные западноевропейские языки. Итальянский ограничился частной музыкальной терминологией и в придачу мафией. Французский добавил мемуары, ателье, флакон и так далее в этом роде. Испанский ввел слова «сигара», «гитара» и «хунта». Немецкий язык совсем ужупростился — парикмахер, галстук, бутерброд вот и все новации.

И серьезная деградация наблюдается в английском языке. Это, скорее, набор условных торгово-технических и рекламных знаков типа маклер, дилер, брокер. В английском языке человечество заставляют возвращаться в исходное состояние, где вместо слова главным носителем информации и общения считается крик первобытного человека. Особенно это резко выступает в информационной системе Интернет.

Интернет не столько расширяет коммуникационные возможности человечества, сколько подменяет реальный мир миром виртуальным, миром сетевой несвободы. Изучение «нетизеров» в США показало, что их психология, менталитет и даже черты характера быстро изменяются в сторону ценностных ориентиров виртуальной информации, а реальная жизнь становится досадной помехой. Как подчеркивают специалисты, «само визуальное электронное мышление носит архаичный характер, способствует развитию агрессивности и потере словесной концептуальности».

Таким образом, на пути западного варианта развития искать смысла и прогресса истории не приходится. И в этом смысле следует согласиться со Шпенглерами, Ясперсами и Попперами.

Западная цивилизация по сравнению с китайской была и остается варварской, не цивилизованной. Она лишь прикрыла свою антигуманность религиозным лицемерием и технической искусственностью. В этом и состоит принципиальнейшее отличие западного образа жизни от китайского.

Как отмечал Конфуций, «благородный муж думает о добродетели, а низкий — жаждет корысти». Отсюда и отсутствие смысла истории в западной системе ценностей. Ибо там, где общество ориентировано на корысть, выгоду, нужно говорить не о смысле, а о бессмысленности жизни. Исторический процесс при ориентации на корысть превращается в «войну всех против всех», в «дурную бесконечность», когда граница между добром и злом сознательно размывается, когда человеческие качества оцениваются через призму прейскуранта цен.

Опыт реформ в Китае

О китайском опыте реформ говорится много. Но во всех этих разговорах нет главного. Нет понимания того, почему те же рыночные реформы в Китае увеличивают благосостояние народа, усиливают мощь государства и национального духа, а вроде бы те же аналогичные реформы в постсоветских республиках ведут к обнищанию народа, разрушению государства и деградации национальной культуры.

Жизнь в Китае – как рождалась могучая страна

А все дело заключается в том, что под прикрытием формально одинаковых экономических преобразований протекают совершенно противоположные процессы. Под предлогом перехода от плановой к рыночной экономике постсоветскому обществу навязывается политика перехода от национальной системы ценностей к западным стандартам человеческой жизни, забывая при этом, что экономические реформы и западные стандарты человеческой жизни — это не одно и то же.

В Китае же, наоборот, проведение экономических реформ нисколько не означает замены национальных ценностей ценностями западного образца жизни. Отсюда и принципиальное различные последствия в Китае и в постсоветских республиках при проведении, казалось бы, одних и тех же преобразований. И дело здесь не только в чисто политическом отличии китайской действительности от действительности постсоветской. Проблема гораздо глубже, чем это на первый взгляд кажется.

Китайская кухня

У гостей Китая изучение местных достопримечательностей неизменно сопровождается изучением местной кухни. Мы узнали, что здесь существуют 4 её вида – западный, восточный, южный и северный. Когда-то очень давно различия между ними были весьма существенные, но со временем их становится все меньше. Сами китайцы говорят, что они едят всё, что летает, -кроме самолетов, и всё, что плавает, кроме кораблей.

Жизнь в Китае – как рождалась могучая страна

Первое, что поражает человека, отведавшего китайской национальной кухни, её необычная острота. Причем спрашивать совета у китайских друзей, острое ли это блюдо, бесполезно. Ведь то, что для местного жителя «слегка острое», у европейца  может даже вызвать слезы на глазах.

Жизнь в Китае – как рождалась могучая страна

За один обед или ужин в хорошем ресторане посетитель может отведать 13-15 блюд. Казалось бы много, но… Заметьте, китайцы — нация, которая не отличается полнотой, стройная и подтянутая. А все потому, что отведанные блюда никогда не вызовут тяжести в желудке и не станут поводом для переедания. Вероятно потому, что подаются они небольшими порциями.

Удивляет  то, что самый обычный обед китайцы способны превратить в целый ритуал. Не каждый из нас сможет назвать более десяи видов пельменей. Китайцы могут.

Поделиться с друзьями

Путешественник по России и за её пределами

Оцените автора
( Пока оценок нет )
RussoTurista
Добавить комментарий