РуссоТуриста

Трое посреди России часть II — огненное кольцо

Позади четыре дня пути и почти 2400 километров. Утро пятого дня нашей поездки мы встречаем недалеко от седых курганов недалеко от крепости Старая Ладога. И хоть большую по километражу часть пути мы уже одолели — впереди нас ждет самое интересное. Сегодня мы проедем по историческим местам блокады Ленинграды — побываем на Синявинских высотах, посетим Неский Пятачок.

Оборона Ленинграда

Синявинские высоты и Невский Пятачок — поездка по историческим местам блокады Ленинграда

Это вторая часть нашей экспедиции. Она будет посвящена такому не без сомнения страшному периоду Великой отечественной войны и всей Российской истории в целом — как блокада Ленинграда.

4 июля 1941-года части вермахта вступили в Ленинградскую область и нацелились на штурм самого Ленинграда. Но после многодневного непрекращающегося марша от самой границы войска группы армии Север здорово выдохлись. Вдобавок их здорово потрепало сопротивление Советских частей. Вражеское наступление всё сильнее и сильнее увязало в подготовленной обороне Красной армии. Попытки прорвать её сулили очень большие потери.

6 сентября 1941-го года Гитлер приказывает остановить наступление группы армии Север, уже почти достигшей Ленинграда. 8 сентября немцы взяли Шлиссельбург, перерезав все сухопутные пути сообщения с Ленинградом. С этого момента отсчитывается 872 дня, которые город проведет в блокаде.

Блокадный Ленинград

Ленинград оказался в кольце. С севера, со стороны Карельского перешейка к нему подошли финны. Финляндия выступила на стороне Германии в войне с СССР и 29 июня перешла границу на Карельском перешейке, установленную здесь совсем недавно — в 1940-м году, после окончания Советско-Финской войны. Где-то когда-то я слышал, что командующий финскими войсками Карл Густав Маннергейм, как бывший верноподданый семьи Романовых, якобы пожалел милый его сердцу город, остановив свои войска в том месте, где до 1939-го года была старая Советско-Финская граница.

Но более вероятной мне кажется другая версия — недалеко от старой границы была отлично сохранившийся и попрежнему очень боеспособный Карельский укрепленый район, охранявший подступы к Ленинграду со стороны Карельского перешейка. Маннергейм был не дурак, и не послал своих людей в мясорубку — они и так отхапали довольно землицы… Вряд ли старик Маннергейм питал к бывшему Питеру особые чувства ещё и потому, что в начале сентября обогнув Ладожское озеро по Восточному побережью финские части вышли к реке Свирь и форсировали её, перерезав один из важнейших путей сообщения с блокадным Ленинградом, обрекая миллионы мирных жителей на голод.

Блокада - дорога жизни

С южной стороны город блокировали части группы Север. Кольцо было не замкнуто лишь со стороны Ладоги. Но для снабжения Ленинграда со всеми его жителями и частей Ленинградского фронта этого было мало. Голод в блокадном Ленинграде был неизбежен. И было ещё одно узкое, впрямом смысле слова место в блокадном кольце — Фляйшен Хайтз — «бутылочное горло» — так называли его немцы. Бутылочное горло в блокадном кольце Ленинграда — участок фронта в районе деревни Синявино, где расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов было минимальным — всего около 18 километров. Здесь то и были самые жестокие сражения. Здесь то и вершилась во многом судьба блокадного Ленинграда. Туда то мы и держим путь!

Чтобы не путаться и не перепрыгивать с одной темы на другую и обратно, в этой части я поведу повествование не в хронологическом порядке.

Вчера мы проехали город-герой воинской славы России — Тихвин. Знаменит он не только своими монастырями. Тихвинская операция Советских войск, проведенная в ноябре-декабре 1941-го года, в ходе которой был освобожден сам город и разбиты силы противника, является одной из первых успешных операций Красной армии, и значение её для блокадного Ленинграда было очень велико, так как именно Тихвинская группировка немецких войск должна была соединиться с Финскими войсками, переправившись через реку Свирь. Создав тем самым второе кольцо окружения Ленинграда, и окончательно отрезав город от всех путей снабжения. Но этому не суждено было сбыться.

На подъезде к Тихвину мы проезжаем через деревню Остраче. Здесь в 1941-м проходила линия фронта. Бои именно в этом районе считаются поворотными в ходе всей Тихвинской операции. В деревне располагается мемориал и небольшой сельский музей, посетить который было очень приятно.

Синявинские высоты

Итак — мы на пути к Синяевским высотам и Невскому пятачку — местам наиболее ожесточенных боев за Ленинград. Так чем же знамениты эти Синявинские высоты? Как я уже говорил — именно в районе деревни Синявино в 1941-м году расстояние между войсками блокированного Ленинградского и внешнего Волховского фронтов было минимальным. Немцы ожидали попыток прорыва именно в этом месте. Поэтому Здесь, в бутылочном горле они добивались высокой концентрации своих войск. А работы по укреплению инженерных сооружений и фортификации не прекращались ни на сутки. Любая атака каждой из сторон превращалась здесь в кровавую бойню — для немцев это был единственный шанс удержать Ленинград в блокадном кольце, а для советских солдат — прорвать блокаду Ленинграда.

Синявинские высоты и Невский пятачок

Сам же мемориал Синявинские высоты расположен на гребне возвышенности — прямо на том месте, где когда-то были немецкие позиции, на которые нашим солдатам приходилось идти в полный рост из болотистых низин. Стоило нам зайти в прилегающий лес, как мы сразу увидели заплывшие окопы.

Мы перемещаемся от Синяевских высот на несколько километров восточнее, туда где раньше была деревня Мишкино. Ныне это дачный поселок Междуреченское. В этом районе есть сразу несколько воинских захоронений, включая мемориал на месте бывшего кладбища одиннадцатой стрелковой дивизии. Но это, если верить схеме, которую я нашел в интернете. На деле же мы нашли несколько пирамидок со звездами и крест. Мемориальных табличек с именами не было вообще. Из разговоров с местными дачниками — питерцами, выяснилось что кроме своих шести соток никто и ничего не знает. Даже сторожилы путались и посылали нас в совершенно противоположные стороны.

Синявино

Невский Пятачок

Мы направляемся к месту, которое на равне с дорогой жизни через Ладогу можно назвать символом всего сражения за Ленинград — Невский Пятачок, небольшой плацдарм на восточном берегу Невы. Пятачком он был назван за свои небольшие размеры. Но несмотря на малую площадь, а размер Невского Пятачка составлял примерно 2 километра на 500 метров,бои здесь шли с особым ожесточением и упорством. Ведь именно отсюда войска Ленинградского фронта пытались прорваться к Синявинским высотам.

С наступлением непривычной для нас белой ночи отправляемся вдвоем с Серегой к Невскому пятачку. Чем ближе к плацдарму, тем больше видно следов любителей военной археологии. А кое-где создается впечатление, что ландшафт они меняют вручную.

Земля здесь насквозь пропитана кровью. В прямом смысле. Страшнее места за всю историю Великой отечественной вряд ли можно найти.

Настает утро шестого дня нашей поездки. Мы сново на Невском Пятачке. История Невского пятачка началась в ночь с 19-го на 20-е сентября 1941-го года, когда отряд бойцов 115-й стрелковой дивизии сумел высадится и захватить небольшой участок суши на левом берегу Невы. С этого момента почти каждый день здесь не смолкали бои. Так продолжалось до конца апреля 1942-го года, когда немцы подготовили решительное наступление на плацдарм. Время для его начала было запланировано с тем умыслом, что ледоход на вскрывшейся Неве отрежет обороняющихся на Невском Пятачке от большой земли и немцы смогут беспрепятственно перебить всех защитников плацдарма.

Так и вышло — 24 апреля лед тронулся, немцы приступили к ликвидации плацдарма. 27 апреля последние оставшиеся вживых защитники Невского Пятачка заняли оборону вблизи блиндажа на берегу, где располагался штаб 330-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии. Через несколько часов всё было закончено. Забегая вперед скажу, что данный блиндаж с оставшимися внутри него погибшими при обороне солдатами и офицерами был найден и раскопан в 90-х годах поисковиками. Мы же постараемся найти следы этого блиндажа..

Пол года на берегу Невы стояло затишье, но ночью 26-го сентября 1942 года советские войска вновь форсировали реку и заняли плацдарм на месте старого. Как известно — с 12 по 18 января 1943 года была проведена операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты пошли в наступление с целью прорыва блокады Ленинграда. Наступление велось и с Невского Пятачка, но успехом оно не увенчалось. Немцы увеличили численность своих войск около плацдарма, в ущерб ближним участкам фронта, что дало возможность прорвать оборону врага в нескольких местах северней Невского Пятачка.

Невский Пятачок

Шлиссельбург

Далее по плану — замечательный город Шлиссельбург. Если вспомнить все фильмы и сериалы о Великой Отечественной вышедшие после распада СССР в России, то в подавляющем большинстве из них главными злодеями, не считая немцев, являютя особисты — представители особого отдела — чекисты, НКВД. Это они подлые посылают главных героев на верную гибель. И если те выживают, то подозревают их в предательстве, а потом чего доброго и расстреливают.

Шлиссельбургская крепость

Ах как жаль, что в современной киноиндустрии давно забыты такие важные и нужные теперь, когда мало кто из сценаристов и режиссеров интересуется историей и снизаходит до требований исторической достоверности. В нынешних штампуемых сериалах и фильмах, где безоружних солдат, а то и гражданских гонят на убой отцы командиры, сволочь ГБ-шник с перепачкаными по локоть руками, отсиживающийся вечно в тылу — это уже бренд, своего рода знак качества. А иначе уже фильм не о Великой отечественной, и не соответствует самой правдивой правде, которые только теперь донесли до нас люди до глубины души ненавидящие и боящиеся нашего прошлого.

Мы мчимся на катере к Шлиссельбургской крепости, расположенной из места вытекания реки Невы из Ладожского озера. И хотя корни этой крепости уходят аж в четырнадцатый век, нас интересует период с 1941-го по 1943-й года. Как уже говорилось, Шлиссельбур немцы взяли 8 сентября 1941 года. Город был полностью под контролем врага, но вот крепость осталась в руках советских войск и её гарнизон оставался на передовой, подвергаясь бомбежкам и артиллерийским обстрелам, прикрывая правый берег Невы от попыток немцев переправиться и перерезать Дорогу Жизни.

Гарнизон Шлиссельбургской крепости составлял, на ряду с моряками 409-й морской батареи личный состав первой стрелковой дивизии НКВД, подразделения которого кстати, воевали и на Невском Пятачке. Да да — защитники Шлиссельбургской крепости были из тех, кого нынче величают кровавой ГБнёй.

Те, кто интересуется историей знают, что войска НКВД принимали участие в Великой Отечественной Войне не только в качестве охранных и конвойных частей, но и в качестве стрелковых соединений. Погранвойска, героически сражавшиеся в 1941-м, в том числе и Брестской крепости относились, кстати тоже к НКВД.

Шлиссельбургская крепость

Кронштадт

Следующая остановка — город-порт Кронштадт. Он пополняет список городов воинской славы России, которые мы посетили. Здесь мы посещаем Военно-Морской музей Кронштадта, где представлены экспонаты — военные трофеи — морская и водолазная техника, а также пристань, где размещены корабли Балтийского флота. По моему — Кронштадт это одна большая база ВМФ Российской Федерации. Да так оно и есть — ведь история города-острова неразрывно связана с флотом, начиная ещё с Петровских времен.

Пушки в Кронштадте

Петровский док - кронштадт

Кронштадт - форт

Петр Первый - памятник в Кронштадте

Корабли в Кронштадте

Санкт-Петербург

Логичным завершением шестого дня нашего путешествия стало посещение Санкт-Петербурга. А точнее — Петергофа. Обзорная экскурсия была просто потрясающей!

Петергоф - фонтан-лестница

Петергоф - фонтаны

Петергоф - парк

Автор статьи — Сергей Чешихин

Ссылка на канал в Yotube — Сергей Чешихин

От автора блога — про Питер можете почитать тут, правда это уже история моей поездки в Санкт-Петербург, первую часть путешествия — здесь. Оставайтесь с нами — впереди ещё много интересного!

2 комментарии на “Трое посреди России часть II — огненное кольцо

  1. Артур

    Вот это история. Нигде нет такой богатой, хоть и страшной истории на планете. По таким памятным местам было бы крайне интересно поездить. А если не ездить, то хотя бы историю этих мест нужно знать каждому.

  2. Иван

    Абсолютно согласен с предыдущем комментарием, историю нужно знать и любить. Тем более, что она у нас одна из самых богатейших, если не самая богатая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

>