РуссоТуриста

Трое посреди России часть III — железобетонная линия Маннергейма

Сколько я помню — в соседнем дворе всегда жил чудоковатый старик. Часто и подолгу сидел он на лавке возле дома и подкармливал кошек живших в подвале. Как то стоял я в очереди за хлебом, передо мной — он. Зима тогда выдалась холодная и продавщица ласково спросила его — «замерзли дедушка?». А он ответил — да что ты, нет, финскую и то пережил, а это — ерунда. Так я узнал, что мой сосед не только ветеран Великой Отечественной, но и участник Финской кампании. Когда у меня появилась видеокамера, в голову пришла мысль — снять его рассказ. Но как обычно — мы откладываем реализацию хороших идей под разными благовидными предлогами до последнего. Совсем недавно его нестало… Я так и не успел ниочем его распросить. Эту серию и этот рассказ я хотел бы посвятить ему.

Трое посреди России - линия Маннергейма

Линия Маннергейма

День седьмой. Прошедшей ночью мы даже не расставляли палатку — спали прямо в машине. Вчерашний день, просто перенасыщенный приятными впечатлениями окончательно доконал нас — сил хватило лишь только на то, чтобы уже в четвертом часу утра выехать из Питера и свернуть с трассы на первом же повороте. Обустраивать же ночлег даже мысли не было. Проспали мы часов до двенадцати, перекусили на скорую руку и выехали к следующей цели. Лично я жду встречи с ней с особым нетерпением.

Часть третья

Линия Маннергейма — это комплекс оборонительных сооружений, построенных Финляндией, протянувшихся на 140 километров с запада на восток — от берегов Финского залива до берегов Ладожского озера. Строительство линии началось практически сразу, после обретения Финляндией независимости в результате развала Российской империи в 1917-м году и продолжалось до начала Советско-Финской войны в ноябре 1939-го. Целью возведения её являлось отражение возможной агрессии со стороны Советско-Финской границы. Причем строились оборонительные сооружения не по всей длинне границы, а только на Карельском перешейке, потому что именно эта местность была наиболее удобна для нападающих. Дороги отсюда вели на Выборг, а затем на Хельсинки.

Линия маннергейма

Основными видами сооружений были — долговременные огневые точки (ДОТы), которые обычно возводились с учетом рельефа местности и имели максимальную площадь обстрела при минимальной заметности, убежища, или бункера — служившие для укрытия живой силы в моменты артиллерийских обстрелов и авиаударов и бетонные траншеи. При этом ДОТы являлись узлами обороны, её основой. Они окружались траншеями и окопами с вынесенными вперед пулеметными гнездами и стрелковыми ячейками. С 1937-го по 1939-й года было произведено усовершенствование укреплений и строительство десяти ДОТов миллионного типа, названных так из-за того, что их себестоимость оказалась чрезвычайно высокой. Но именно они были созданы с применением самых передовых на тот момент военно-инженерных технологий. Возводили их только на самых ответственных участках.

Укрепленный район линии Маннергейма — Суммакюля

Итак мы едем в район поселков Каменка и Гавриловское — туда, где распологались два наиболее известных Финских укрепленных района — Суммакюля и Ляхде. Именно через Суммакюля и Ляхде в 1939-м проходило главное направление удара советских войск. И именно в районах Суммакюля и Ляхде линия Маннергейма была прорвана. Сейчас в данном районе располагается армейский полигон, поэтому по дороге нам очень часто попадались военные объекты, а местами на постаментах стояла такая техника, назначение которой не знал даже наш Геннадий Петрович — подполковник в отставке.

Через несколько километров, немного не доезжая садоводства Звездочка-2, на месте бывшей деревни Сумма, мы останавливаемся у двух братских могил, расположенных друг на против друга через шоссе. Здесь покоятся те, кто погиб при штурме линии Маннергейма. Среди них — несколько героев Советского Союза, удостоенных этого звания посмертно.

Ещё через километр или полтора — справа от дороги мы увидили крест. Он стоит на месте ДОТа, с обозначением SK-6. От него мало что осталось. Этот ДОТ, как и его соседа на другой стороне дороги — SK-5 уничтожали сначала Советские артиллеристы, а потом Советские саперы.

Мы въехали на территорию укрепленного узла Суммакюля. Через этот укрепленный район проходило, да и сейчас проходит шоссе на Выборг. Поэтому в декабре 1939 года основной удар Советских войск принял именно он. Наступления тут пытались вести подразделения 138-й стрелковой дивизии. От ДОТов SK-5 и SK-6 мы проезжаем около километра в направлении к Выборгу. Справа от дороги — метрах в пятидесяти стоит бункер. Это бывший командный пункт штаба батальона. Причудливая форма его крыши объясняется тем, что когда его уже после Советско-Финской войны уничтожали Советские саперы — в момент взрыва одна половина крыши оторвалась, перевернулась на 180 градусов в вертикальной плоскости и накрыла собой вторую.

Бункер SK-16

Места эти легендарные. К тому же — относительно легкодоступны. Поэтому сюда неиссекает поток любителей истории.

После того, как Финляндия стала независимой Советско-Финская граница проходила всего в 40 километрах от Лениграда — второго по значимости города СССР. В конце тридцатых годов Советский Союз провел ряд переговоров с правительством Финляндии о возможности смещения границы дальше от Ленинграда в обмен на территориальные уступки. В это время в сило внешнеполитических причин, связанных с переделом сфер влияния в Европе и начала Второй Мировой Войны 1 сентября 1939 года этот вопрос встал особенно остро. Но антисоветски настроенное правительство Финляндии отклонило все предложения со стороны СССР.

Бункер SK-16 вид сзади

А дальше происходит то, что до сих пор будоражит умы и не дает покоя историкам. 30 ноября 1939 год Советские войска переходят границу и вступают на территорию Финляндии. Формальной причиной этому послужил так называемый Манильский инцидент — когда 26 ноября 1939-го подверглась минометному обстрелу одна из Советских погранзастав. О том, что это было — акт агрессии или провокация историки спорят до сих пор. Но большинство всё же склоняется ко мнению, что данный инцидент был выгоден Советскому Союзу. Как повод для силового решения вопроса о границе, и организовать его могли по приказу из Москвы. Так или иначе война была развязана.

ДОТ Червонец — SK-10

День восьмой. Сегодня мы продолжим осмотр укреплений линии Маннергейма. В Суммакюля осталсе ещё один ДОТ — это SK-10 или Червонец — ДОТ миллионного типа в этом укрепрайоне. Проезжая мимо памятника у братской могилы Финских солдат мы встречаем странную группу людей — пятеро были в комуфляже, а шестой в зимней форме времен Финской войны. Оказалось — так подрабатывают Питерские историки, погружая туристов в аунтентичную обстановку Советско-Финской войны.

SK-10 ДОТ

Как и все ДОТы миллионники SK-10 Червонец не имел фронтальных амбразур. То есть он не стрелял в лоб, иначе его бы сразу же обнаружили. Направление огня расходилось вправо и влево от него. Его пулеметы били во фланги атакующих. Зачастую те даже не понимали откуда по ним ведут огонь. Внутри имелась вентиляция, кухня, жилые казематы с нарами для размещения гарнизона. В общем — маленькая крепость. Поглядев на SK-10 Червонец идем к Зубам Дракона — противотанковым инженерным заграждениям в виде вкопанных в землю каменных или бетонных надолбов.

Укрепленный район линии Маннергейма — Ляхде

Пожалуй, самое интересное в районе Суммакюля мы посмотрели. Теперь отправляемся к соседнему — Ляхде. Именно здесь воины 123-й прорвали линию в феврале 1940-го. Мы хотим увидеть ещё два ДОТа миллионного типа — SJ-4 Форт Попиуса и SJ-5 Миллионер.

ДОТ SJ-4 «Форт Попиуса» — теперь представляет собой груду бетона и несколько плит, торчащих из земли. Именно здесь 11 февраля 1940-го года бойцы 245-го стрелкового полка 123-й стрелковой дивизии в первый же день наступления выбили стойких финских солдат. Именно он — ДОТ SJ-4 «Форт Попиуса» стал точкой прорыва. Выбив из ДОТа его гарнизон наша пехота смогла продвинуться дальше на север, заходя во фланг и тыл финской обороне.

Форт Попиуса

Мы углубляемся в лес, идя на запад вдоль линии надолбов. Минут через пятнадцать выходим к высоте, на которой и расположен ДОТ SJ-5 Миллионер. Между ДОТами проходила так называемая линия смерти — ложбина, которая обстреливалась с обоих ДОТов — с Миллионера и Форта Попиуса.

В ходе февральского наступления бои за ДОТ SJ-5 Миллионер носили особенно упорный характер и не стихали двое суток. Этот ДОТ представляет из себя два казимата фланкирующего огня — восточный и западный, соединенных вместе подземной галлереей с помещениями для горнизона. А в центре между ними — командный пункт. Мы проникли в ДОТ как раз через него, прогулялись по нутру и выбрались через западный казимат.

Дот миллионер 2

К югу от миллионера — метрах в стапятидесяти расположена также небезизвестная высота «Язык» или «Палец». Эта высота узким выступом врезается в болотистую низину — просто идеальная позиция для того, чтобы держать под огнем окружающую площадь. О том, чтобы уничтожить ДОТ SJ-5 Миллионер, не взяв высоты Язык не могло быть и речи. Поэтому она также стала местом ожесточенных боев, где дело вероятно доходило и до рукопашных. В какой то момент сражения Советские войска сумели закрепиться на её южном скате, в то время, как её северную часть ещё удерживали Финны.

ДОТ миллионер

Трое посреди России - наше фото

Здешние места угрюмые и мрачные и в то же время потрясающе красивые. Очень не хочется покидать их. Но мы насквозь промокли и к тому же нас начисто сожрали комары. Мы прощаемся с укрепленными районами Суммакюля и Ляхде, и двигаемся дальше на север. Вечером мы въезжаем в Выборг.

Сразу возникает впечатление, что мы в каком-то западноевропейском городе, и естественно, как в любом западноевропейском городе у Выборга есть свой рыцарский замок. А какой же рыцарский замок без пыточной.

Поднявшись на башню святого Олофа, что венчает Выборгский замок, мы имеем возможность оценить красоты города с высоты. Но как ни величественны и не впечатляющие Выборгские дали, самой желанной достопримечательностью для нас оказывается продуктовый магазин.

Ну вот — осталось совершить крайний на сегодня переезд — к предполагаемому месту ночевки. Теперь можно расслабиться и поделиться впечатлениями от ушедшего дня.

Автор статьи — Сергей Чешихин

Ссылка на канал в Yotube — Сергей Чешихин

Первая часть — трое посреди России I

Вторая часть — трое посреди России часть II — огненное кольцо

Вот и завершена третья часть нашего путешествия. А впереди Вас ждёт край озер и водопадов — Карелия! Следите за новостями, комментируйте и ставьте лайки!

7 комментарии на “Трое посреди России часть III — железобетонная линия Маннергейма

  1. Сергей

    Спасибо автору, посетив эту страничку, как будто сам там побывал. Красочные фото и подробное описание важных моментов.

  2. генадий

    С интересом прочитал статью про события минувших лет. Хорошие фотографии и описания истории той войны, о ней в принципе не так и давно начали говорить, а люди должны знать нашу историю, какой бы горькой она не была.

  3. Артур

    Всегда было интересно посещать исторические музеи и памятники. Последнее, что посетил было Бородино, а вот об этой линии практически ничего и не знал. Спасибо за рассказ. Жаль, что у дедушки так и не взяли интервью, было бы очень интересно, что он рассказал бы.

  4. Яриша

    В школе эту войну мало и быстро освещали. Поэтому ничего почти не знаем. Значит надо самими путешествовать и находить эту информацию. Я бы тоже по этому маршруту поехала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

>