Трое посреди России IV — Карелия, край озер и водопадов

Спасо-Преображенский-собор-на-Валааме Статьи наших друзей

Ну вот мы и в Карелии! Не буду говорить за всех, но на мой взгляд — это одно из самых красивых мест в России. Можно сколько угодно долго подбирать эпитеты для потрясающих карельских пейзажей. Но что с этого толку? Лучше один раз все увидеть самому. Водопады и Мраморный каньон в Рускеале, святой остров Валаам и переменчивая Ладога… Бесконечно жаль, что наше путешествие подходит к концу.

Отчет о посещении Карелии — Рускеала, Валаам, потрясающей красоты реки и озера Карелии. Трое посреди России — итоги поездки, затраты на поездку, выводы.

Мы встречаем солнечное утро девятого дня нашего автопробега в густом еловом лесу в Карелии. Предыдущие 36 часов мы мокли под моросящим назойливым непрекращающимся дождем. И теперь очень рады чистому небу и теплому южному ветру. Нам не терпится тронуться в путь, поэтому сборы были недолгими. А после водных процедур на реке — свежие чистые умытые и побритые мы грузимся в Ситроен. И сегодня мы достигнем цели нашего путешествия — мы пересечем границу республики Карелия.

Часть четвертая

Ну вот и настал момент истины. Минут через 30 езды от Приозерска мы пересекаем границу Ленинградской области и Карелии. Теперь всё что нам остается — это молча поражаться красоте, мелькающей по обочинам извилистых дорог.

Первая наша остановка на Карельской земле — поселок Хийтола. Прямо возле дороги, проходящей через него стоит высокая скала. Мы не упускаем возможности забраться на самую её вершину и окинуть своим придирчивым оком Карельские просторы с высоты. Но особенно долго рассиживаться, наслаждаясь свежим ветром и открывшимся видом у нас нет времени — впереди нас ждут поистине самые красивые места южной Карелии.

Рускеала

Уже к вечеру мы приближаемся к населенному пункту Рускеала, что находится в приграничной с Финляндией зоне. Здесь находится сразу две достопримечательности — первая — водопад на реке Тохмайоки, где в 1972-м году проходили съемки одного из наших самых любимых фильмов «А зори здесь тихие». А в нескольких километрах севернее располагается потрясающей красоты мраморный карьер. На самом деле красота эта вполне антропогенного происхождения — ещё в XVIII веке, при Екатериное Второй здесь велись разработки мрамора карьерным способом. И то, что сейчас называется каньеном, раньше было самым большим карьером, протяженностью около полукилометра и глубиной до 50 метров.

Из Рускеальского мрамора состоит облицовка Исаакиевского собора, выложены полы Казанского собора в Санкт-Петербурге. Его можно встретить даже в залах подземных станций Питерского метро.

Когда в XX веке, Финляндия, на территории которой располагался карьер, получила независимость, разработку начали вести только финские компании, когда же эти территории пришлось передать СССР, финские специалисты перед уходом уничтожили всю документацию по расположению многочисленных подземных штреков, ортов и штольнь, и соединили карьер с рекой Тохмайоки. Теперь откачать воду технически не представляется возможным, да и не нужно — ведь такая красота!

Голодные, но счастливые — мы встаем на ночлег недалеко от каньона, у заброшенного здания какой-то мастерской. Счастливые мы потому, что после девяти дней пути, наконец то оказались в Карелии и вдвойне счастливые от того, что уже скоро ляжем на обратный курс. Севшую уже в который раз камеру заряжаем от аккумулятора Ситроена. Да и самим нам нужно бы подкрепиться. Сегодня без изысков — даже стол не стали доставать — пожарили кртошку-маркошку, и на том хорошо. Отужинав, мои спутники укладываются спать, а я решаю прогуляться к реке Тохмайоки, в то место, где она ближе всего подходит к дороге, и где проезжая заросли кустарника мы видели крыши заброшенных домов.

Утром десятого дня мы покидаем самую северную точку нашего путешествия и едем теперь уже на юг, к городку на севере Ладожского озера — Сортавала, откуда планируем совершить водную прогулку на Валаам.

Сортавальская пристань. Ракета принимает на борт паломников. Цена билета — 1 500 рублей. Время в пути до острова — 40 минут. Но мы решили плыть не на ракете, а на арендованном маленьком катере. Цена, с учетом четырех пассажиров та же, время то же. Как только мы вышли, сразу заметили на себе переменчевый характер Ладожского озера — небо заволокло облаками и поднялся ветер. Температура воды в озере — всего +6 градусов.

Валаам

Святой остров. Остров монастырь. Историки утверждают, что в древности на острове Валаам располагалось главное капище какого то из языческих богов то ли славян, то ли карелов. По приданию, монашеская брать начала своё существование на острове более, чем 1000 лет тому назад. Основатель её — приподобный Сергии и Герман. Трудами братий, не смотря на то, что территория архипелага относится к среднетаежной зоне, здесь присутствует чернозем и даже выращивается виноград. Все время нахождения на острове тебя не покидает чувство блогогавения — понимаешь, что место это совершенно особенное, находящееся вне всяких эпох и катаклизмов. Валаам — это остров не только в географическом, но и в духовном смысле. Валаам — вечная твердыня, незыблемая среди моря мирской суеты.

И хотя на острове, в общей сложности мы провели часа четыре или пять, уезжаем с ощущением того, что оставили здесь частичку себя. Или наоборот — взяли частичку Валаама в свое сердце. Пикантности нашему Валаамскому вояжу придает ещё и тот факт, что мы прибыли в Сортавалу в тот день, когда судам разрешили выход в Ладожское озеро. До этого несколько дней ожидался шторм. А на следующий день, после нашего посещения как раз и произошел.

Из Сортовалы едем на восток. Осталось нам обогнуть Ладожское озеро по восточному берегу, да лечь на обратный курс.

Автор статьи — Сергей Чешихин

Касательно организации поездки

После успешного опыта поездки 2011 года мы на лето-2012 запланировали путешествие в Южную Карелию, которая должна была стать основным пунктом вояжа. Была мысль добраться аж до Мурманска, но в процессе проработки маршрута и,главным образом, во время самого пути она показала свою нежизнеспособность. Так как, кстати говоря, перерабатывать и усваивать огромное количество впечатлений и положительных эмоций, получаемых за достаточно короткий срок пути, оказалось проблематично. Поэтому туда мы обязательно двинем, но чуть позже)))

Итак, основная часть времени, потраченная на подготовку к нашему путешествию, ушла именно на детальную проработку маршрута и сбор информации. Приступили мы к этому за 4 месяца.

Так как в истории своей страны мы более-менее хорошо ориентируемся, то нам не составило труда определить: рядом с какими интересными местами можно проложить маршрут без ущерба для жестко оговоренного временного промежутка в 14 дней. В первую очередь было решено посетить Ярославль и несколько городов «Золотого Кольца», хоть для этого и пришлось заложить «крюк» чуть ли не в 1000 км для того, чтобы обогнуть Рыбинское водохранилище. Это был, пожалуй, самый утомительный участок пути. Так как за день приходилось преодолевать большие расстояния на машине. Следующим этапом была Ленинградская область, на территории которой огромное количество интересных военно-исторических объектов.

Мы определили для себя основные: это Синявинские высоты, «Невский Пятачок» и «Линия Маннергейма». Так как лично для меня эти места были особенно притягательны, я постарался собрать по ним максимум информации, отдавая предпочтение не музеям и мемориалам, а непосредственно следам роковых времен и событий, там происходивших. Очень много времени занимали работы с картами. Ведь места там попадаются достаточно труднодоступные, и, заранее не зная местоположения того или иного объекта (например, ДОТов — миллионников на Линии Маннергейма), пришлось бы потратить кучу времени на их поиски. И еще не факт, что эти поиски увенчались бы успехом. Короче, мы знали куда едем на все 150%.

Ну а с достопримечательностями Южной Карелии дела обстояли проще. Все выбранные нами пункты — и Мраморный каньон, и водопад на Тохмайоки, и остров Валаам — широко известные. Найти их не составляет огромного труда. Дилемма была только одна: откуда плыть на Валаам — от Приозёрска или из Сортавалы? Мы выбрали второй вариант. И не прогадали. Во-первых, меньше времени в пути. Во-вторых, отплыв из Сортавалы, будет еще возможность увидеть и знаменитые ладожские шхеры, посещение которых — это уже отдельная экскурсия. В-третьих, в окрестностях Сортавалы много живописных мест, включая Мраморный каньон.

Непосредственно сборы в дорогу много времени не заняли. Этот механизм у нас отлажен до мелочей.

Что брали с собой? Естественно, палатку, спальники, пенопропиленовые коврики, сменную и теплую одежду и обувь (включая бушлат на ватном подкладе, который здорово пригодился даже в июне, сапоги и берцы), медикаменты: бинты, спирт (как антисептик, а для внутреннего применения у нас было что и повкуснее))), пластырь, анальгин, цитрамон, репелленты, много репеллентов! Посуду для приема и приготовления пищи, газовый баллон на 5 литров и туристическую плитку, топорик, ножи, фонарики, спички-зажигалки, складные стол и стулья. Вот и всё, если не считать фотиков, видеокамеры, ноутбука и хорошего настроения!

Один совет: отправляясь в длительные путешествия, в которых вас ожидают даже минимальные лишения в виде отсутствия комфортного жилья и подготовленной для пляжного отдыха местности, старайтесь подбирать проверенную команду, членов которой вы хорошо знаете и знаете их реакцию на подобные ограничения. А то бывало берешь девушку на двухдневный выезд к реке, а она с удивлением предъявляет: «А что ж ты не предупредил, что тут грязь, комарики и вообще нет отдельностоящего туалета?» Нытье и жалобы, которые могут начаться со стороны вроде бы крепких, но непроверенных попутчиков, способны не только испортить впечатление от поездки, но и полностью поставить на ней крест.

Еда в пути была самая простая. На плите жарили картошку (7 кг которой валялось в багажнике), овощное рагу, иногда мясо. В меню входили также консервы и концентраты супов. Естественно, много докупалось в пути по мере потребности.

Подобный вид отдыха зарекомендовал себя только с положительной стороны: свежий воздух, невероятно огромное количество впечатлений (от которых уже начинаешь уставать), заряд бодрости, общение с природой и историей! Ну и с лучшими друзьями! Да по сто грамм…)) Эххх!!!

В материальном плане основные затраты уходят на бензин. Мы проехали почти 5 000 км и сожгли порядка 15-20 тысяч рублей. На покупку еды, билетов в музеи и сувениров ушло еще 10. Итого под 30. И это на троих, и это за 11 дней! Я считаю, вполне позволительно… А с учётом того, как долго вам будет помниться такой вояж в отличии от отлеживания боков где-нибудь на пляже, то это практически бесплатно!

В этот раз мы проехали 4 950 километров за 12 дней, проехали 23 города, в 10 из них сделали остановки — Рязань, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Рыбинск, Череповец, Тихвин, Старая Ладога, Шлиссельбург, Кировск, Санкт-Петербург, Кронштадт, Выборг, Каменогорск, Приозерски и другие. Подсчитать же точное количество деревень и поселков, попавшихся нам на пути я даже пытаться не стану. Мы побывали в местах, которые до сих пор дышут историей. И это дыхание в полной мере мы смогли ощутить на себе. Постояв у церкви Покрова-на-Нерли на княжьем лугу, окинув взором окрестности Старой Ладоги с вершины Олеговой могилы, пройдясь по роще круглой, где доблестно сражалась Воронежская 327-я дивизия.

Мы возвращаемся домой со странным ощущением нереальности происходящего. Это должно быть от того, что в мыслях мы все ещё где-то в Карелии. Нам предстjит ещё долго приходить в себя, переваривая огромное количество впечатлений. Но при всём при этом мы твердо знаем — на наш век дорог хватит. И отдохнув от этого путешествия мы обязательно рванем в следующее.

Спасибо за внимание!

Часть 1 — Трое посреди России часть I — Золотое кольцо России

Часть 2 — Трое посреди России часть II — огненное кольцо

Часть 3 — Трое посреди России часть III — железобетонная линия Маннергейма

Следите за новостями — впереди Вас ждет ещё много интересных рассказов про путешествия по России и за её пределами.

Поделиться с друзьями

Путешественник по России и за её пределами

Оцените автора
( Пока оценок нет )
RussoTurista
Добавить комментарий