РуссоТуриста

Чукотка — Анадырь и гора святого Дионисия

Все мы в ходе нашей жизни, кто-то много, кто-то мало, путешествуем по миру и в какой-то степени являемся путешественниками. Рождаемся в одном месте планеты, живем в другом, но даже если не меняем место жительства, все равно нам не сидится на одном месте. И каждому человеку есть, что рассказать о своей жизни, о тех местах где он когда-то бывал, что видел, что чувствовал.

Но далеко не каждый хочет или считает нужным делиться, кроме своих близких и друзей, еще с кем-то своими впечатлениями об увиденных им когда-то красотах и чудесах.

Чукотка зимой

Чукотка, Анадырь, гора святого Дионисия

Мы носим всю жизнь в памяти те яркие «картинки», события, которые нам когда-то посчастливилось увидеть или быть свидетелем чего-то интересного. Но я думаю, что плохое вообще не стоит задерживать в своей памяти, а хорошими, яркими и интересными воспоминаниями нужно делиться как можно с большим количеством людей, не ограничиваясь только близким кругом общения. Мы когда-то уйдем, и все увиденные краски жизни заберем с собой, но они должны остаться здесь.

Я хочу рассказать о совсем еще свежих событиях, свидетелем и участником которых я был, о путешествии по суровым Чукотским равнинам и сопкам. В моем повествовании нет интригующего сюжета, здесь просто любовь к жизни, интерес к тому новому и не привычному что нам подкидывает для осмысления жизнь. Оно будет из нескольких частей, которые я буду добавлять в процессе написания.

Чукотка лиман зимой

Чукотка

Началось все в 2008 году. Я работал техником на узле связи по месту жительства. И мой брат как то предложил работу на севере вахтовым методом, куда он летал уже третий год. Жизнь моя, как мне тогда казалось, обрела свое русло и «берега обросли мхом», из зоны комфорта выходить очень не хотелось и сначала я отказался. Но предложение брата все же никак не выходило из головы. Еще некоторое время я сомневался, боялся, раздумывал. Но желание увеличить свой доход все же победило, к тому же работа обещала быть интересной и в большей степени интеллектуальной нежели физической.

Ну и разумеется романтика, экстрим. появилось очень сильное желание испытать себя на прочность, попробовать на своей шкуре экстремальные климатические условия. Подумать только: я, человек, который родом из Средней Азии, где большую часть года тепло и светит солнце и смуглый цвет кожи имеет как коренной житель так и европеец, оттуда где арбузы и дыни поспевают уже в июне, а персики, инжир, абрикосы такие сочные и сладкие. впрочем я отвлекся. Так вот родом я из теплых краев, последние 10 лет живу в более умеренном климате – так сказать, в центре Европы и тут крайность – СЕВЕР!..

Бухта провидения фото

Прибытие

Когда самолет приземлился, на часах было 03.30 – это было Московское время. Я посмотрел в иллюминатор. чистое небо, яркое солнце, белое поле, поземка. Из динамика зазвучала музыка, характерная для авиакомпании Transaero, стюардесса объявила что наш самолет совершил посадку в аэропорту города Анадырь, местное время 12.30, температура воздуха -22C, ветер 10 м/с. в голове что то щелкнуло, заскрипело, закрутились шестеренки. и это конец марта!

В Москве в это время было около 10 тепла. Сплошные вопросы, все необычно, ново и в то же время интересно и любопытно и.. страшно хотелось спать. Пока самолет катил по взлетке народ в салоне начал «оживать». Остановился. Мы с брательником решили не торопиться, к тому же наши места были не в первых рядах.

Через некоторое время в салоне появилась таможня. То что в Советские времена Чукотке, как северному форпосту, уделялось особое внимание я знал, но тогда я был далек от этого и в подробности не вникал, а нужно ли мне это было в мои 14 лет..? Но я не предполагал, что и сегодня после всех злоключений нашей страны Чукотке, как пограничной зоне, хоть и менее чем раньше но, все же уделяется какое-то внимание и таможня там продолжает блюсти порядок. Кому то все это покажется очевидным, но для того кто прежде был далек от этого, а теперь все это от него на расстоянии вытянутой руки то, понятия меняются и принимают другой окрас, и каждая мелочь становится любопытной интересной и ценной.

После проверки наших паспортов и командировочных документов мы ступили на трап. И..лицо обожгло морозным ветром, или ветреным морозом, но не суть. В легкие попал холодный воздух, сна как не бывало.

Шапка в багаже, «грудь» на распашку, ну с Юга человек приехал -горячий, не опытный, можно понять. Я еще в самолете скептически отнесся к тому, что брат «упаковывался», да и окружающие люди надевали ушанки и шарфы. Я же думал: – что тут, долго что ли до здания аэропорта добежать? Пришлось пожалеть о своей наивности. Застегнувшись и придя в себя, мне это даже стало нравиться – Солнце! Ветер! и Мороз. ЭХ!

Пока шли к зданию аэропорта, в глаза бросился огромный плакат на здании метров 10 в высоту и ширину – Заснеженные горы и величественная гордая надпись – Здесь начинается день. Сколько смысла и силы, все-таки, может быть заложено всего в трех словах. (фото к сожалению нет,).

Аэропорт Анадырь

Процедуру получения багажа не имеет смысла описывать, потому как она везде одинакова, а чего-то необычного не происходило.

Хочется отметить только само здание: Аккуратно, уютно, пластик, кафель (то что сюда, на край света, проще и дешевле доставить) современное оборудование, на втором этаже небольшая фото галерея, импровизированный музей «Челлюскинцев» и большие фото-стенды висящие на тросах в центре зала. Впрочем посмотрите сами.

Анадырь

Вышли из здания опять на улицу, на этот раз шапкой и шарфом я не пренебрег. А машин (такси). одна на одной, больше чем людей, чессслово! Кое где отечественный автопром, но в основном «япошки». Летом, в период судоходства их проще всего и дешевле сюда доставить.

Ехать до Анадыря нам предстояло около 12 км., 7 из них по льду через залив Лиман. За зиму он промерз метра на 2 как минимум (у берега еще больше). Грейдерами и бульдозерами (представьте многотонную махину на льду, а подо льдом глубина не менее 100 метров) была сделана дорога через залив, которая и соединяла в зимний период поселок «Угольный», где был расположен аэропорт, и город Анадырь. Перед вами карта, где красной линией выделен прямой путь от аэропорта до города Анадырь.

Карта аэропорт-Анадырь

После первого дня пребывания в столице Чукотки городе Анадырь сложно и даже невозможно было составить какой-то конкретный «образ» города. И потом в течении месяца, который предстояло провести там до перевахтовки, общая картина и впечатления были не полными. И это наверно естественно, попадая в любую новую местность, чтобы дать общую характеристику этой местности нужно какое то время там пожить, пообщаться с коренными жителями. Лишь постепенно, в процессе общения и знакомства с этим народом, с этим краем накопился какой-то опыт, знания, уловились все «краски», привычки, обычаи, менталитет.

В нашей Совдеповской истории имеют место анекдоты про Чукчей, они были всегда и живы по сей день. И для меня естественно эти байки были в порядке вещей. «Приезжает как то чукча в Москву.», но пообщавшись с ними близко, с глазу на глаз, познакомившись с их обычаями, историей, я совершенно по иному стал смотреть на все эти байки. И мне, если честно, не понятно почему именно они и именно про них. С таким же успехом можно было рассказывать анекдоты и про любую другую народность России.

Очень интересный народ, когда ближе знакомишься с ними и с их историей, как будто погружаешься в тайну, во что то доселе неизученное, не познанное. Мы жители «Центра» привыкли видеть только свою историю, или историю страны в целом. безусловно историю своей страны знать нужно и мы ее знаем «в общем». Но оказывается насколько интересна, сама по себе, история отдельного народа страны проживающего в отдаленной от центра местности, в данном случае вообще «на краю света».

Анадырь зимой

Вспомните новогодние праздники, и поздравления по «ящику». о каком регионе говорится в первую очередь, кто встречает Новый год?.. Правильно – жители Камчатки и Дальнего Востока, а ведь день в России начинается именно на Чукотке и Новый год соответственно первыми встречают Чукчи. Я говорю обобщенно – Чукчи, это понятно, что в этом регионе сегодня других национальностей не меньше чем жителей коренного населения, но название местности подразумевает и жителей, которые там живут.

Вообще жителей этого самого крайнего уголка России по месту проживания можно разделить на две категории – это те кто живут у побережья и те кто кочует по тундре. Те кто в тундре, более сохранили свои исторические обычаи и язык, но мне с ними общаться не довелось, знаю только что они всегда были искусными оленеводами и охотниками. У побережья же занимаются, соответственно, морским промыслом и так же охотой. Анадырь, кстати это тоже побережье.

Но Анадырь сегодня – это полноценный цивилизованный город, а за время правления всеми известного губернатора Чукотки, «одет во все новое» и насколько это позволяет местность и удаленность от основной цивилизации, в какой-то мере и с налаженной инфраструктурой. И поэтому те коренные жители, которые живут непосредственно в городе, постепенно приобщаясь к благам цивилизации практически не занимаются ни охотой, ни морским промыслом.

В Анадыре

Поход на гору Святого Дионисия

Сам город Анадырь весь из бетона и железа и расположение зданий, домов и сооружений, не совсем уютное, я бы даже сказал – не уютное. Но это не вина архитекторов и строителей, а условия местности на которой стоит город. Из окон общежития, в котором мы жили открывался вид на центральную ТЭЦ и погран-часть (летнего фото из этой точки, к сожалению нет).

Но фишка в том, что если присмотреться повнимательней, то между домами и ТЭЦ, на горизонте виднеется гора. Казалось бы, что тут такого – гора, не гора, так сопка, но эта возвышенность посреди тундры, в 20 километрах от Анадыря – местная достопримечательность и называется гора Св Дионисия, которая имеет свою историю, где-то захватывающую, где-то трагическую.

гора святого Дионисия

Но я человек из Средней Азии, а точнее из Ферганской долины, которая окружена горными хребтами Памира и на которых даже летом не тает снег, настолько они высоки, причем внизу – в самой долине средняя температура летом +40 градусов. И живя в такой местности, просто невозможно удержаться от соблазна – пуститься в поход в горы. И чем чаще ты делаешь такие «вылазки», тем в большие экстремальные горные авантюры хочется бросаться. Помните как у В.С.Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

И вот так же когда-то 12 лет назад я мог ежедневно наблюдать из своего окна на горизонте, на расстоянии почти тех же 20 километров от города, горные вершины Памира. А закат солнца в горах – это нечто не реальное и не поддающееся описанию… впрочем я отвлекся.

Аналогия конечно разнится: Памир – с максимальной высотой 7 495 метров и Чукотская сопка высотой 572 метра, но когда речь заходит о горных вершинах ощущение свободы и полета, находясь на вершине, одинаковое в любой местности.

И с самого первого дня, когда я ее увидел, меня не покидало жгучее желание, во что бы то ни стало попасть на нее. Но занятость, погодные условия, перерывы между вахтами, не позволяли совершить очередную авантюру. Но в августе 2009-го все таки удалось совершить вылазку на гору Св Дионисия.

Дело в том, что у подножия Св.Дионисия расположен Контрольный Пункт, а на нем в это лето были запланированы профилактические мероприятия, благодаря которым и удалось реализовать этот поход.

К тому времени я уже многое узнал о здешних краях, людях, природе, громких событиях и происшествиях которые здесь когда либо происходили и в числе этих происшествий было еще одно, которое произошло в 1989 году и именно на сопке Св.Дионисия.

В 1989 году на этой сопке разбился вертолет МИ-8 с геологами. Тогда погибли 4 человека из 6-и. Вертолет летел из тундры в аэропорт и попал, то ли в туман, то ли в облака и врезался в гору. Говорилось, что это была ошибка экипажа…

И эти обломки лежали там со времен падения. Проезжая мимо Дионисия их даже видно на той возвышенности, где он потерпел крушение. Это была вторая причина, почему мне хотелось взобраться на эту горку.

…прибыли мы на КП (контрольный пункт) в полдень. Погода замечательная, ветерок умеренный, солнышко приятно ласкает затылок, птицы щебечут, ягоды, грибы… красиво….

Запланированную на день работу закончили часам часам к 17-и. И двинули к вершине. Подъем решили начать со стороны крушения вертолета МИ-8. На снимке это место обозначено.

Поверхность тундры кочкообразная. Высотой кочки до 30 сантиметров и собой представляют такие покрытые мхом мини кустарнички. В тундре часто случаются пожары, и когда эти кочки обгорают, то поверхность почвы как будто утыкана такими своеобразными стержнями, как будто поле на котором росла капуста, капусту собрали а кочерыжки остались.

И длительный поход по такой местности утомляет однако… Среди кочек же в изобилии растет морошка, черника и прочие ягоды.

Но как известно на открытой местности имеет место эффект иллюзии – обманчивого определения расстояния, когда по близости нет никаких строений или деревьев. В начале предполагалось, что до места подъема не более километра, но в реальности оказалось не меньше трех.

Ближе – у подножия заросли кустарника, на преодоление которого тоже потребовались некоторые усилия, так как издали он не представлялся таким густым и высоким. Неоднократно даже возникала мысль о присутствии в зарослях какого-нибудь хищника вроде медведя или росомахи.

гора святого Дионисия фото 2

Но придерживаясь элементарного правила, которое помогает в любой жизненной ситуации –Боишься – не делай, сделал – не бойся, или «Тронул фигуру – женись», мы все же добрались до каменистого склона.

Подъем к первой цели занял не более 15 минут. И то о чем когда-то писалось и говорилось как в прессе, так и в народной молве мы увидели своими глазами. А местные медики из собственного энтузиазма совсем недавно повесили на обломках МИ-8 Российский флаг в память о всех авиа катастрофах.

Чуть меньше половины пути пройдено. После некоторых раздумий и постояв у памятника, двинулись дальше.

По мере того как мы поднимались все выше и выше, все больше поражали своим величием и необъятностью Чукотская тундра и уже ясно виднеющийся на горизонте Анадырский залив.

Опять же, из-за отсутствия посторонних объектов фотоснимки не могут передать всю красоту и перспективу открывающейся панорамы. Ими только можно засвидетельствовать само событие.

Вот мы и на вершине Дионисия.

Эмоции и чувства переполняли от открывающихся просторов, от простирающейся до горизонта равнины тундры и вод залива, за которым начинается Чукотское море. Словами невозможно передать то ощущение полета, которое испытываешь стоя у самого края на вершине горы, хоть и не очень высокой, ветер дует в лицо и наполняет легкие чистейшим воздухом, а солнце, приближаясь к горизонту и пытаясь согреть своими ласковыми лучами, отражается в облаках и создает на небе и на горизонте причудливые оттенки и формы…

гора святого Дионисия фото 5 гора святого Дионисия фото гора святого Дионисия фото 3 гора святого Дионисия фото 4

…интересно, что испытывают альпинисты, находясь на снежной вершине…

Теперь предстояло пройти по всей вершине и спуститься с другой стороны у начала горы.

Да, еще один интересный факт: Московский самолет, завершая свой длительный путь (8,5 часов) пролетает как раз над этой сопкой, делает разворот и идет на посадку в аэропорт «Анадырь», расположенный на противоположной стороне Анадырского залива в поселке Угольные копи. Так что эта вершина возможно является ориентиром для летчиков.

На противоположной стороне Дионисия был сооружен флагшток, типа треноги, чтобы не сдуло ветром, в армии подобные сооружения у нас назывались – тригопунктами, и на нем, теми же медиками был вывешен еще один Российский флаг. Но ураганные ветра, которые здесь случаются, ломают подобные конструкции как спички, так что не знаю, как долго этот флаг еще там продержался.

Но свое почтение мы ему засвидетельствовали.

А на горизонте был чуть заметен Анадырь. При приближении «Зумом» даже можно было рассмотреть отдельные строения.

Но день приближался к вечеру, солнце катилось к горизонту и пора было возвращаться.

Спуск, конечно занял меньше времени, чем подъем, но эта сторона сопки более изобиловала всевозможной растительностью и мхами, которые умудрились здесь поселиться.

Вернувшись назад, оставалось только освежиться и забыться. Поход доставил массу удовольствия и еще больше впечатлений.

С уважением, Глеб, гость блога

PS: история основана на реальных событиях. Фотографии частично взяты из интернета (блог — VADASKOVICH), так как много чего не сохранилось с того времени.

7 комментарии на “Чукотка — Анадырь и гора святого Дионисия

  1. Виктор

    Класс,красотища.Конечно было бы неплохо побывать в этих местах.Но меня останавливает только холод,не люблю холод.

  2. Александр

    Для разнообразия можно было бы и посетить эти чудесные места.Всё новое-привлекательное(в туризме.)

  3. Николай

    Я прожил там 15 лет. И это были мои самые лучшие годы…. Автор молодец, если не считать его прокола с картой, где он отметил аэропорт и путь до г. Анадыря… На самом деле аэропорт находится совсем в другом месте — немного восточнее п. Угольные Копи, и путь в Анадырь из Аэропорта не проходит через мыс Обсервации, а через 10 или 8 причалы. В Анадырь лучше всего прилететь в сентябре… Когда выходишь из самолета (особенно если первый раз, или долго не был) сразу же чувствуешь запах… запах вечной мерзлоты… Этот запах я не спутаю ни с чем до конца дней своих… Это запах молодости моей…

  4. Виктор

    Тоже жил там долгое время, потом пришлось переехать на материк. Фрагмент карты с маршрутом из аэропорта в город Анадырь, тоже смутил только не понял в чём, забылось многое уже, потом прочитал комментарий Николая, и понял, вспомнил :) И к тому же не все сильны в топографии :) А Памир — это красота невообразимая, видел его в фильмах про альпинистов Урубко, Букреева и др. Во общем, большое спасибо за описание Севера, за доброе отношение к нему. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

>