РуссоТуриста

Тонущая Венеция

О том, что Венеция вот-вот уйдет под воду, из которой будет торчать разве что макушка колокольни Сан-Марко, и сами венецианцы, и весь остальной мир говорят давно. И еще неизвестно, кто из них с большим ужасом. Однако, похоже, катастрофа все-таки не состоится: теперь Венеции есть что противопоставить жадным адриатическим водам.

Венеция фото

Тонущая Венеция

Всеобщая паника по поводу затопления жемчужины Адриатики еще несколько десятилетий назад дала повод Джанни Родари написать полный иронии рассказ «Спасти Венецию, или Стать рыбой легко». Его герои, доброе семейство Тодаро, — настоящие венецианцы: им проще отрастить плавники и превратиться в рыб, чем покинуть родной город, который вот-вот скроется под водой. Впрочем, все, кто хоть раз побывал в Венеции, наверняка их отлично поймут.

Особый статус Венеции

Венеция, как ни крути, в особом положении. Это не единственный в Европе фактически музеефицированный город, далеко не единственный город, поражающий стилистическим единообразием, и даже не единственный город на воде. Однако, пожалуй, это самый яркий пример города, для которого его достоинства и стали основной причиной его грандиозных проблем.

По ВенецииВеликолепные здания, славная история, музейный статус, каналы и Лагуна — все это хитро переплетается друг с другом и делает жителей Венеции заложниками их уникального положения. В котором им только и остается, что десятилетиями наблюдать, как город все больше и больше уходит под воду.

Статус города-музея предохранил Венецию от парадоксальных поворотов инженерной мысли 1960-х и 70-х: урбанисты той поры запросто решились бы перетащить венецианские достопримечательности на материк, в Местре или еще куда подальше.

Каналы

Местре против Лагуны и собственно Венеции — являются ли они частями одного организма или нет, спорили даже сами здешние обитатели, а не только заезжие звезды урбанистики. Теперь на этот вопрос есть официальный ответ.

Столичные города

С 2015 года так называемые «столичные города» (citta metropolitana), много лет существовавшие лишь на бумаге, наконец воплощаются в действительность и приходят на смену областям. Структура такого образования будет состоять из города-ядра и окружающих его небольших городов и коммун.

В случае Венеции — это еще 43 муниципалитета. В реальности городская агломерация в Венето тяготеет одновременно к трем центрам — Венеции, Падуе и Тревизо. Но выбор Венеции в качестве ядра для citta metropolitana показывает: власти видят ее будущее в единстве Лагуны и остальных районов.

Вечер

Лагуна — и главная венецианская проблема, и главная ценность. Эта ценность скорее нематериальна: она состоит в сочетании природных условий и приспособленной к ним городской жизни. И поэтому так важно сохранить жизнь в Лагуне.

Погружение

Тонущая Венеция — такая же туристическая банальность, как «дизайнерский» Милан или «романтическая» Верона. На самом деле венецианские наводнения — наиболее яркое и разрушительное проявление целого комплекса процессов, которые развивались в XX веке и привели к постоянно прогрессирующему уходу города под воду.

Наводнения 2 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Погружение Венеции в море и те наводнения, которые случаются здесь чуть ли не каждый год, — разные, хотя и взаимозависимые процессы. Само явление «аква альта», высокой воды, которое и приводит к сезонному затоплению, распространено на всем севере Адриатики. Но в Венеции оно наиболее разрушительно — из-за формы Лагуны.

Лагуна

Подъемом воды движут, выражаясь языком Данте, «солнце и светила», а также ветер. Движение небесных тел позволяет предсказывать вероятность прихода высокой воды на несколько лет вперед, однако метеорологический фактор может спутать прогнозистам все карты — именно поэтому особенно сильные наводнения в Венеции неизменно оказываются неожиданными.

На постоянное поднятие уровня венецианских вод влияют в основном другие причины. В первую очередь это эвстазия, общемировое повышение уровня моря. Антропогенное воздействие его, правда, ускоряет: из «набранных» с 1980-х годов

Из 23 сантиметров 13 обеспечила человеческая деятельность. Эти 13 сантиметров — последствия прохода больших судов через Лагуну, разрушение отмелей, намывов и заболоченных частей берегов, которые служили природными «впитывателями» приходящей воды, а также рост осадочного слоя на дне…

Так что для того, чтобы спасти Венецию, стоит разобраться со всеми этими факторами. Однако до недавних пор они оставались фигурой умолчания в речах чиновников мэрии и Магистрата вод, а главное внимание власти уделяют попыткам минимизировать последствия регулярных наводнений.

Решение проблем

Впервые необходимость решить проблему ежегодных затоплений законодательно закрепили в 1966-м, после катастрофического наводнения — но только к 2003-му было принято окончательное решение. Тогда началась реализация проекта MOSE, на который теперь вся надежда.

MOSE — это аббревиатура от Modulo Sperimentale Elettromeccanico, «Экспериментальный электромеханический модуль», но у названия проекта, конечно, есть и символический смысл: точно так же по-итальянски пишется имя библейского пророка Моисея, заставившего море расступиться. Суть проекта — сооружение подвижных барьеров, вроде огромных ворот, в трех проливах, соединяющих лагуну с морем: Лидо, Маламокко и Кьоджа.

Le paratie mobili del sistema Mose poste alla bocca di porto del Lido di Venezia durante le prime prove tecniche di movimentazione, Venezia,  12 ottobre 2013. ANSA/ MEROLA

Их сложные механизмы управляются электроникой, анализирующей условия в Лагуне, уровень воды, возможные метеорологические изменения и десятки других параметров. Вместе с постройкой барьеров в рамках проекта предполагается и множество других работ — установка волнорезов, укрепление отмелей, восстановление фауны на островах, поглощавших излишки воды.

Увидеть систему в действии можно будет уже совсем скоро: в 2017 году вся техническая часть MOSE должна быть закончена, а после этого начнется ее планомерный ввод в эксплуатацию.

MOSE

MOSE — конечно, не единственный проект, разработанный для спасения Венеции от вод Лагуны. Инженеры из Италии и других стран в последние десятилетия придумали и множество других решений — в том числе и не таких затратных («Моисею» для воплощения в реальность требуются два миллиарда евро). Один из самых остроумных проектов, например, предлагает не ограничивать доступ воды в Лагуну, а наоборот, обеспечить его.

Группа инженеров под руководством Пьетро Театини, опубликовавшая свое исследование в 2011 году, сосредоточилась на проблеме исследования дна в Лагуне. Они выявили, что осадочный слой — в том числе, разумеется, антропогенного происхождения — со временем оказывается очень сильно спрессован. Повышающееся давление не дает воде проникать сквозь него и заполнять имеющиеся в нем пустоты. Если снова обеспечить поступление воды в него, то обстановка в Лагуне стабилизируется вместе с уменьшением давления.

Иследования Пьетро Театини показали, что тот сорт глины, который преобладает на дне Лагуны, почти непроницаем для воды. Поэтому Театини и его коллеги предлагают пробурить в дне Венецианской лагуны несколько десятков скважин, чтобы «впустить» воду внутрь. По подсчетам исследователей, около 150 тонн воды ежегодно помогут восстановить тонкое равновесие в Лагуне.

MOSE 2

Жить в условиях постоянной угрозы наводнения и в постоянной борьбе с его последствиями действительно сложно. В результате не только многие горожане перебираются в Местре или во- все уезжают из Венеции, но и, как говорят старо- жилы, люди стали забывать, что такое «быть венецианцем».

Избавить горожан от опасности — не значит дать новую жизнь Венеции. Возможно, спасать ее нужно не только от затопления, но и от огромного груза исторического наследия и от последствий туризма, опустошающего ее едва ли не сильнее наводнений. В решении нуждаются и венецианские экологические проблемы: нарушение биогеоценозов на островах, отходы от многолетнего судоходства, задача по реинтродукции в городское пространство старых промышленных районов — таких как Маргере.

Промышленная деятельность в этом районе, к слову, тоже немало повлияла на современную ситуацию: еще в 1920-е там были построены предприятия, использовавшие огромные объемы воды с поверхности и серьезно нарушившие экологическую обстановку в Лагуне. Для их функционирования был прорыт особый канал, открывший путь водам из моря в Лагуну. Теперь промышленная деятельность в Маргере остановлена — предстоит вдохнуть новую жизнь в этот район и решить, что делать с каналом.

Лагуна и городское развитие

Почти любое городское развитие приводит к нарушению экологического баланса в Лагуне. Стоит вспомнить хотя бы о том, что обеспечивающие баланс воды реки изменили свое направление (в результате деятельности людей, конечно) еще в 1500-е годы. Развитие транспорта тоже повлияло на водный баланс — например, бетонные опоры железнодорожного моста, построенного в 1840-е и расширенного в 1966-м, искажают естественное движение воды.

бетонные опоры железнодорожного моста

А для обслуживания вапоретто в свое время создали рукотворный остров Тронкетто — который тоже не пошел на пользу экологии. Да и проект MOSE вызывает критику: подводные конструкции на бетонных сваях не могут остаться незаметными для ситуации в Лагуне.

Слишком много вопросов — тем не менее требующих одного-единственного, хоть и комплексного ответа. Детального плана по спасению Венеции. Уровень воды, транспорт, альтернативное топливо — по крайней мере, чтобы заменить дизельные двигатели на морально устаревших вапоретто. А еще в этом городе-музее живут люди — хотя, кажется, никто не считает, что это вообще нормально — жить в музее.

Старая Венеция

Городу нужна не реставрация, а ревитализация. Сами венецианцы, эти консервативные даже по итальянским меркам люди, говорят: Венеция должна стать фабрикой идей, чтобы новое наследие уравновесило старое — которое тянет город под воду так же, как и геологические процессы.

Принцип работы модулей проекта MOSE состоит в следующем: при нормальном уровне моря барьеры покоятся в сооруженных специально для этого конструкциях, наполненные водой, — а при повышении уровня воды в них подается сжатый воздух, который выталкивает воду и поднимает барьеры над поверхностью Лагуны. Угол подъема регулируется в зависимости оттого, насколько вырос уровень воды и какова высота волн.

9 комментарии на “Тонущая Венеция

  1. formula86

    Тонет Венеция давно, от этого поток туристов только больше стал, соответственно цены там на всё очень высокие.

  2. Сергей

    Соглашусь выше, город очень красивый, жаль что он потихоньку уходит под воду. Правда сыро там очень :( не знаю как люди там живут

  3. Павел

    Безусловно это интересное место для посещения, жаль, что она потихоньку тонет. Побывать бы я там побывал, но вряд ли бы захотелось там находиться долго, не очень кажется удобно.

  4. GONDURAS2012

    Для меня жить в постоянном страхе во сне быть похороненным под водой звучит очень ужасающе. Безусловно Венеция и ассоциируется со своим необычным нахождением, но как страдают от воды старинные храмы и палацы…

  5. pius80

    В этом городе есть что-то такое, что притягивает навсегда. Тем , которые там не живут, а просто туристы, кажется дико жить на воде. Но тем не менее, уже много веков этот город не устает удивлять своей красотой. А то, что он тонет, так это еще не скоро случится.

  6. Елена Андреева

    Венеция- прекрасный город. Я с детства мечтаю попасть туда. Надеюсь, что все-таки попаду. Очень не хочется, чтоб такой замечательный город ушел под воду =(

  7. Генадий

    Живописный город с прекрасной архитектурой, безусловно Венеция один из красивых городов мира. Умели же раньше строить!!!+5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

>