Стокгольм известен, не в последнюю очередь, благодаря своему метрополитену. Метро — одна из главных визиток Стокгольма, оно так же популярно как любимые туристами дворцы, церкви и старый город. Стокгольмское метро, прежде всего, известно смелым и уникальным дизайном некоторых своих станций, фотографии которых регулярно всплывают в подборках типа «cамые необычные метрополитены мира».
Метро в Стокгольме
Стокгольмский метрополитен насчитывает сейчас 100 станций, общая протяженность путей 105 км. На этой красивой цифре счетчик станций остановился почти 20 лет назад. 2 самые молодые станции были сданы в 1994 году и с тех пор экстенсивное развитие метро пока что остановилось. Сейчас активно обсуждается строительство новых станций и веток, но все пока что лежит в далеком будущем.
Стокгольмское метро состоит из трех линий: красной, зеленой и синей, но фактически каждая ветка имеет разветвления. Метро для Стокгольма это все, это самый важный вид транспорта. Число поездок в год составляет приблизительно 320 миллионов. Кстати, Стокгольм единственный шведский город с метро, 2 других основных города — Гетеборг и Мальме функционируют на трамваях. Стокгольм тоже когда-то был трамвайным городом, с трамвая фактически и началось стокгольмское метро, но это совсем другая история, о стокгольмском трамвае как-нибудь потом.
Схема Стокгольмского метрополитена напоминает карту железнодорожных путей Швеции. Как и в случае с железнодорожной сетью, сеть метро имеет четко выраженный центр, образующий узел в который связываются все ветки. Узлом, или еще лучше пупом, Стокгольма является центральный железнодорожный вокзал.
Метро как искусство
Стокгольмский метрополитен называют самой длинной художественной галереей в мире. 90 из 100 станций украшены предметами искусства абсолютно разной тематики. Разговоры о необходимости художественного оформления станций начались еще до строительства метро. Одним из источников вдохновения были помпезные «сталинские» станции московского метро. В Стокгольме пошли своим путем и украшают станции без помпы, но со вкусом, иногда совсем в сумасшедшем стиле.
Станция зеленой линии Odenplan по совместительству еще и выставочный павильон. Посреди платформы стоит «аквариум», в котором постоянно меняется экспозиция. Сейчас аквариум оформлен Йоном Якобсоном (John Jakobsson), советую!
«Представьте себе мир, в котором не действуют привычные правила и связи, где реальность совсем не реальная с общепринятой точки зрения…» — приблизительно в таком стиле описана эта композиция. У парня все ок с фантазией.
Еще из особенностей стокгольмской подземки. У стокгольмских поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и в микрофон говорит, что он собирается закрывать двери. Раньше экипаж поезда состоял из двух человек, но с появлением видеокамер на станциях вторых пилотов сократили и на изогнутых станциях машинисту помогают телевизоры.
В Стокгольме есть традиция давать вагонам метро имена. На фото вверху это плохо видно, имя написано сразу над дверью машиниста. Я вам отобрал королевский вагон, Карлом Густавом звать!
Синяя линия
Итак, синяя линия. Самая известная и самая молодая, сдавалась в эксплуатацию частями между 1975 и 1985 годами.
Самая психоделическая станция — Kungsträdgården (Королевский сад).
Знаменитая станция Rådhuset.
Дядя Володя, который, до того как переехать в Германию в середине 90ых, работал в киевском Метрострое, отреагировал на светофоры. Сказал мол странно, что в технически развитой Швеции до сих пор по ним ездят. Мне добавить нечего, надеюсь специалисты прокомментируют.
Станция Tensta. Лейтмотив оформления станции — «Роза иммигрантам, солидарность и братство». Видимо, подземная красота была призвана сгладить наземную реальность. А реальность такова, что районы Tensta и Rinkeby самые неблагополучные в городе, проще говоря гетто.
При этом станция Rinkeby тоже очень красивая.
А вот русских почти нету. Живут в этом районе в основном беженцы из Сомали, Ирака и бывшей Югославии.
Solna Centrum запоминается, прежде всего, ярко-красным цветом. Одна из самых популярных среди туристов, и это неудивительно. Красный цвет всегда бросается в глаза, беспроигрышный вариант оформления.
Sundbybergs centrum напоминает мне подземные города гномов из фэнтэзийных миров.
Вместо того, чтобы закрывать скалы бетоном, как это делали в 60-х, в 70-х решили покрывать горную породу 7-8 сантиметровым слоем набрызг-бетона. Набрызг-бетон повторяет форму скалы и создает впечатление пещеры или грота. Такая конструкция станций обходится значительно дешевле, и сэкономленные деньги пошли на более смелое оформление станций. Более того, это сделало Стокгольмское метро уникальным, ведь на тот момент в мире не существовало аналогично оформленных станций.
Конечно, не обошлось и без мракобесия. Критики начали рассказывать, что такие станции опасны для психики, ведь они будут ассоциироваться со страшными подземельями, адом, чем-то непонятным и вообще не по-православному это. Первые «пещерные» станции оборудованы громоздкими металлическими подвесными потолками, призванными разрушить ощущение пещеры и подземелья. Со своей задачей они справляются, но, по-моему, как раз они и создают гнетущее ощущение, которое, конечно, полностью отсутствует на станциях пещерного типа без них. Надеюсь, в будущем эти конструкции с потолка уберут.
Mörby centrum — одна из конечных красной линии. По подвесному потолку мы уже можем определить, что Mörby centrum входит в первую очередь пещерных станций.
Красная линия
Я бы определил красную линию как срез всего Стокгольмского метро. Это самая разнообразная линия, на которой можно найти станции всех типов, что есть в Стокгольме. Вся линия, 36 станций были построены за 14 лет, с 1964 по 1978 г. Неплохой темп, учитывая, что параллельно строилась новая синяя линия и продлевалась зеленая. Могли же, когда хотели! Сейчас, по-моему, только в Китае быстро строят метро. В Киеве 3 недавние станции лет 5 мучили…
Из 36 красных станций 17 подземные, 15 наземные и 4 надземные. Есть среди них и шедевры и самые обычные, типовые проекты.
Станция Universitetet. В оформлении 2 основных мотива: экспедиция Карла Линнея в Лапландию и декларация ООН о правах человека, текстом которой выложены путевые стены.
Вагон модели CH6 на фоне декларации о правах человека, которая гласит «Каждый человек имеет право ездить в метро и беспрепятственно его фотографировать». Нет такого пункта? А жаль…
СН6 один из, грубо говоря, двух типов поездов стокгольмской подземки. Сейчас встречаются только на красной линии и к 2017 году должны быть полностью заменены на новые составы. Производились с 1970 по 1974 год в Hägglund шведской фирмой ASEA, которая потом слилась со швейцарцами и получилась ABB. Если я не ошибаюсь, то ничем кроме энергетики они сейчас не занимается. Был такой период в истории, когда шведы производили все от подводных лодок до стиральных машин.
Эх, было бы шведюков хотя бы миллионов 30, был бы еще один промышленный монстр как Германия, а так не выдержали конкуренции. Но вернемся к нашим вагонам, которые в начале 90ых были модернизированы и ходят сейчас плавно и тихо, можно спокойно разговаривать по телефону даже когда поезд разгоняется. В составе 8 вагонов.
Второй тип, новый соответственно, это поезда Bombardier моделей C20 и C20F, в составе 3 колбаски по 3 вагона, которые соединены гармошкой. Рекламы в вагонах немного.
Станция Stadion. Радуга означает не то, что вы подумали. В данном случае, по задумке автора, радуга должна напоминать нам о чистом небе над головой!
Но иногда, отъехав совсем далеко от центра, можно получить и сюрприз. Станция Alby — одна из самых удаленных от центра, но прокатиться туда стоит!
Zinkensdamm — подземная станция, полностью закованная в бетон.
Или внезапно пингвин на Aspudden. Из описания: «Пингвин держит куб на животе и вместе они создают иррациональный ориентир, который придает станции особый характер». Сложно не согласиться с автором
Станция Alvik, здесь пересекаются метро и трамвай. Боковые пути — это метро, а посредине — трамвай. Трамвай специально заезжает на эстакаду станции метро в свой отдельный тупик, чтобы погрузить/выгрузить пассажиров и возвращается обратно на свои пути.
Чтобы пересесть с трамвая на метро, нужно просто перейти на противоположную сторону платформы. О трамвае я буду часто вспоминать по ходу рассказа о зеленой линии метро, ведь их судьбы тесно переплетены.
Зеленая линия
Первая линия стокгольмского метро, с нее началось развитие метро и закончилась эпоха трамвая. В послевоенные годы Стокгольм совершил ту же ошибку, что и многие другие города. Отказался от уже развитой трамвайной сети в угоду личному автомобилю, как основному виду транспорта, и сделал ставку на метро в вопросе общественного транспорта. Вольво и СААБ были в восторге, только довольно быстро стало ясно, что с исчезновением трамвая пробки на дорогах не пропали, а лишь усилились. Сейчас эту ошибку принялись исправлять, и трамвай находится в эпохе возрождения, но это уже совсем другая история.
Станция Ringvägen (кольцевая дорога) в 1933 году. Сейчас эта станция называется Skanstull.
Наши дни. На потолке все еще можно увидеть крючки для контактной линии оставшейся от трамвая.
Большинство из 49 зеленых линий — наземные, и мало отличаются от друг друга. Поначалу оформлению станций особого внимания не уделяли, и сделали все под копирку.
Большинство зеленых станций наземные, под землей линия проходит лишь в центральной части города. Станция Hötorget. Кстати, на многих фотографиях можно заметить разбросанный мусор. Не спешите делать вывод, мол грязное метро в Стокгольме. Я фотографировал преимущественно по выходным и ночью, мусор этот остался от гуляющих накануне, а рабочий день уборщиков еще не начался.
А на Akalla можно полюбоваться монументальными мозаиками в стиле шведского развитого соцреализма.
Надеюсь, мой рассказ получился интересным!